Лекция 2 «Транспорт»



Беларусь имеет устойчивый транспортный «каркас», формируемый магистралями международного значения, региональной сетью дорог и системой дорог местного значения.

Магистрали международного значения -это, в первую очередь,- «русла «критских коридоров», соединяющие нашу страну со странами Западной Европы и Центральной Россией, регионы Балтийского моря и Черного моря и являющиеся основой единой межгосударственной транспортно-экономической модели. На магистралях такого уровня формируются мульти-модальные терминалы и макро-логистика.

Региональная сеть автодорог связывает все крупные и большие города между собой и со столицей – г.Минском. Качественный уровень дорог в Беларуси очень высок и при этом их состояние продолжает улучшаться. В настоящее время политика в сфере развития автомобильных дорог направлена на совершенствование местных дорог, обеспечивающих связи малых городков, сельских поселений с городами-центрами.

Транспортные магистрали являются в свою очередь и руслами расселения. Близость к транспортному коридору — дополнительный ресурс в экономическом развитии регионов, городов и поселков.

Итак, важнейшее условие развития экономики- доступ к автомобильным и железнодорожным путям. ЕС также планомерно развивает субрегиональные коридоры, направляя на это значительные финансовые средства. При этом, в разных странах есть своя специфика. Так, в Чешской республике акцент сделан на развитие и модернизацию сети скоростных железнодорожных магистралей, что является основой экономического развития страны. В Венгрии – на развитие скоростных автомобильных дорог.

 

До 60-х годов в развитии городов важна была «традиция». Жизнь в городском пространстве (масштаб улицы, характер архитектуры) были близки масштабу человека.

В 70-х годах с активным   развитием экономики (индустриализация в Советском Союзе, модернизация промышленности в Европе) наступает расцвет территориального планирования. На первый план выходит «форма» города, а приоритет – развитие транспортного каркаса, обеспечивающего устойчивые связи «функциональных зон» города (начало эпохи «модернизма» в градостроительстве).

Приоритет развития транспортной инфраструктуры и размещение массового жилищного строительства – основа генеральных планов городов. При этом, кажется очевидным сходство планов советских и европейских крупных городов. Но это сходство обманчиво: при похожем зонировании (промышленные районы, общественные центры, жилые районы, более мелкие кварталы жилой застройки в центральных зонах городов) и начертании основных городских улиц кварталы западных городов мельче, сетка улиц чаще, сами улицы уже, площадей большеи они имеют более камерный масштаб; транспортная инфраструктура при ближайшем рассмотрении сложнее.

Развитие транспорта в городах превратило их в «транспортные улья», а представление о своем городе «сжалось» до своей квартиры. Требование об обеспечении 100% машин местами хранения (норматив), появившееся раньше требования использования подземного пространства для этих целей, превратили городские территории, включая дворы, в «мир транспорта». Где же «город для человека»?

В 21 веке «форма» города, сохраняя свою устойчивость начинает претерпевать значительные изменения. Европейские урбанисты после «упоения» идеями Ле Корбюзье быстро вернулись к ценностям «малых» пространств, «эстетическим качествам» городской среды, тщательной работы с фрагментами, сохраняя при этом пространственную связанность города в целом. На первый план выходят прежние традиции: привлекательность городской среды, индивидуальность города, уникальность его образа.

Блестящий пример показывают скандинавские планировщики, стремящиеся соединить соображения современного комфорта, бережное отношение к исторической застройке и ландшафту, верность культурной традиции, ощущение уникальности архитектурного пространства с рациональной системой «большого» транспорта.

В итоге на первый план выходит не «типология» городов, а их уникальность и уровень качества городской среды для человека, что резко повышает их инвестиционную привлекательность.

Сегодня Копенгаген, Стокгольм, Мюнхен, Вена, Сидней, Токио входят в десятку самых привлекательных для жизни городов мира, сделавших резкий экономический взлет.

Городам Беларуси надо увидеть себя «на уровне глаз человека». Они имеют уникальные традиции, историческую застройку, удивительные и богатейшие ландшафты Беларуси, собственные экономические ресурсы.

Необходимо ослабить приоритет транспорта в центральных зонах наших городов. Градостроители должны проектировать три самостоятельные системы коммуникаций: пешеходное движение (центры городов, ландшафтные зоны), велосипедное движение (дублирующее городские улицы, ландшафтные зоны) и транспортные улицы. Пешеходные зоны, включающие бестранспортные улицы и небольшие городские площади, должны иметь уникальную со-масштабную человеку архитектуру (историческую и современную), функциональную привлекательность объектов первых этажей (для разных социальных групп горожан) и высокое качество ландшафтного благоустройства. Важное значение должны приобрести традиции  в формировании городской среды и создании уникального образа города.

Впечатляющими примерами «отвоеванных» у «большого» транспорта городских пространств Человеком являются пешеходная улица Строгет (2км) в Копенгагене, часть  Елисейских полей в Париже и др.

«Через 20 лет нефть станет настолько дорогой и ее будет так мало, что города, наконец, вернутся людям.» //Ян.Гейл


Статьи по теме:

На всех станциях минского метро заработала система оплаты проезда банковскими картами 


Беспилотный Volkswagen Sedric Active: для любителей серфинга, которые не любят водить