Туристический потенциал Беларуси: выходим из XX века, идем в XXI


Александр Колесников
Фото автора

Научно-практический форум «Умный город» организовал круглый стол на тему «Туристический потенциал Беларуси: выходим из XX века, идем в XXI».

Выступлением на тему «Проблемы и перспективы развития туризма в Беларуси» директор ОДО «Виаполь», кандидат географических наук Галина Потаева начала дискуссию. Компания, являясь туроператором в Бе­ла­ру­си, уже бо­лее 27 лет спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на внутреннем, въездном туризме и занимается ор­га­ни­зацией экс­кур­сий и ту­ров по всей республике.

— Туризм — одна из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики, — сообщила Галина Потаева. — Порядка 11% рабочих мест связано с туризмом в структуре не только ВВП, но и в структуре занятости по ежегодным денным Всемирного банка. Услуги в высокоразвитых странах занимают в целом около 80% ВВП. Сфера услуг представлена основными три «Т» — транспорт, торговля и туризм, а также строительство. И в этой структуре услуг туризм занимает от 5 до 10% ВВП. В США доля сельского хозяйства в ВВП составляет 1,9%. Представьте то внимание, которое в нашей стране уделяется сельскому хозяйству и то внимание, которое не уделяется туризму, когда по очень многим показателям именно туризм имеет большее значение для страны. Туризм – также важная в социальном и психологическом плане сфера: вершина человеческой жизни и свободное время тратятся на отдых, на вещи, подобные туризму, который делает людей счастливыми. Пребывание вне места постоянного жительства в определенном смысле уравнивает людей. Те же клубные отели построены по такому принципу, что, неважно богач ты или бедняк, но 20-30 дней люди находятся в них в равных условиях и обстоятельствах. Туризм въездной чрезвычайно важен и с той точки зрения, что заработанные деньги в другой стране, вкладываются в экономику страны, куда туристы едут. Это не нефть и не газ, нет загрязнение экологии. Это чрезвычайно важно.

Сейчас первое место в мире занимает Франция по приему иностранных туристов. Чрезвычайно важная статья дохода для этой страны, где национальная программа развития туризма была принята еще в 1950-х годах.

У нас прорыв в туризме произошел в начале 2000-ых. Это связано с открытостью границ, в том числе технологической и информационной. Последние годы для туризма в Беларуси можно назвать периодом романтизма. Современный этап развития туризма у нас, прежде всего, связан с независимостью государства и дистанцированностью от такого общего понятия, как Советский Союз, когда нужно было найти свою нишу. Забегая вперед, скажу, что это ниша до сих пор не очень найдена: даже сейчас очень тяжело ответить одним-двумя словами, на вопрос «Чем Беларусь привлекательна для зарубежных туристов?». Безвиз вначале на 5 дней, а теперь на 30 дней через аэропорт, наземный безвиз на западной границе с Беларусью также сыграл свою роль.

Самая главная проблема, которая существуют в туризме Беларуси, — невнятный турпродукт. Чего ехать – очень сложно объяснить. На основе чего строится туристский продукт Беларуси? Это природа, история, культура, люди. Вопрос: Литва, Польша, Россия не то же самое? Такие общие понятия о туризме имеют место быть, но важнее нащупать свою экологическую нишу и четко понять, что именно может вылиться в туристический бренд Беларуси. Его довольно долго и безуспешно пытаются создать для нашей страны. Бренд это не только картинка, как сердце у Нью-Йорка или дракон у Сингапура или в слове Польша очертания моря, гор и леса. Наша компания часто участвует в международных туристических выставках. В этом году это был Нью-Йорк, Лондон, Варшава, Утрехт, Мадрид. На каждой из таких выставок мы очень разные, нет чего-то объединяющего, нет запоминаемости. Неразвитость туристической инфраструктуры. Отсутствует программа продвижения туристического продукта Беларуси на внешних рынках и четкий бизнес-план. Нужен анализ и изучение существующего состояния рынка туруслуг, рассмотрение мировых тенденций. Очень важно определить целевую аудиторию или целевой рынок для нашей страны и сконцентрироваться на продвижении нашего туристского продукта в конкретных странах. Ведь каждая страна может иметь специфический интерес: мы должны найти и подсказать этой стране интерес в турах в нашу страну… Природа это не туристский термин: природа должна быть подготовлена для прима туристов (стоянки, туалеты, фототочки и пр.). А если бы был Национальный бизнес-план или программа развития туризма, то в нем были бы определены точки, куда бизнесмены могут с обоснованием вкладывать деньги.

Не менее важным является определение национальных региональных центров развития туризма, фокусных точек. Через них нужно адаптировать страну для приема иностранных туристов и развития внутреннего туризма.

    Артем Слизкий, индивидуальный предприниматель, автор проекта Музея-заповедника узкоколейных железных дорог «Руденская узкоколейка», рассказал об опыте создания нового формата туризма Беларуси. Он единственный, кто в стране организовывает экскурсии по старым и узким железным дорогам, по маленьким промышленным узкоколейным дорогам, которые на сегодняшний день в количестве 20 имеются в Беларуси и все они находятся на промышленных предприятиях, которые добывают и перерабатывают торф. Автор проекта знакомит туристов с транспортом узкоколейных железных дорог и историей этого транспорта. Одна из серьезных проблем развития тризма Беларуси, по мнению Артема, – шаблонное мышление в поисках изюминки, потенциальных с точки зрения туризма мест нашей страны. Автор проекта, например, рассказал о финне, влюбившемся в белорусскую узкоколейку, потому что она такая, какая есть, настоящая, не вылизанная и чистая, как паровозы на приколе в некоторых музеях. И это как раз то, ради чего иностранцы готовы ехать в Беларусь, но натыкается на непонимание чиновников и управленцев, от которых зависит принятие решений.      

Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте рассказал участникам круглого стола о национальном проекте «смыслового» туризма «Гений моего места». Как появился смысловой туризм?  В 2018 году Юрий Важник написал книгу о ксендзе Юзефе Баке, легендарном поэте позднего барокко, нашем земляке. В издании автор указал на места, которые упоминаются в стихах, и места, которые связаны с жизнью поэта. Соединив их в один маршрут, каждую остановку он сопроводил  кратким описанием в художественном стиле. Так и появился смысловой туризм. Автор книги о Юзефе Баке уверен, что смысловой туризм выведет внутренний туризм Беларуси на новые горизонты.

Позднее родился сайт gmm.by (генiй майго месца) и положил начало целому проект, направленному на знакомство приезжих и белорусов с местами, связанными с жизнью замечательных людей.


Представитель ООО «Белтрансбилет» Александр Васкевич рассказал о 114.
by и ticketbus.by и других сервисах по поиску возможностей путешествий по Беларуси на общественном транспорте.

О новых
it-возможностях для сферы туризма, а именно о виртуальном путешествии в дополненной реальности рассказал основатель торговой марки «Хроносфера» Александр Гурьев. «Хроносфера» — это приложение для виртуальных путешествий и облачное решение для создания и размещения виртуальных 3D-объектов на карте в дополненной реальности. Но не только это. Это еще звуковое сопровождение экскурсовода, виртуальное образование и виртуальные квесты.

«Наша история часто не щадит культурное наследие, создаваемое столетиями, — рассказал участникам круглого стола Александр Гурьев. —  Города падали и вновь поднимались, что-то утрачивая, что-то обретая. Возродиться в камне вновь — удел далеко не каждого строения, шанс на новую жизнь невелик. Наша задача не дать пропасть памяти прошлого и дать ей вторую жизнь в новом воплощении. С помощью современных технологий визуализации объектов мы восстанавливаем и переносим в дополненную реальность облик старых городов. Вне зависимости, где вы находитесь, вы можете посетить места, где мы возрождаем для вас утраченную архитектуру. Посетить места событий и рассмотреть их с помощью нашего приложения можно в режиме реального времени. Приложение позволяет отобразить виртуальный объект при посещении места его нахождения в его натуральную величину. Так же можно рассмотреть уменьшенную копию объекта на любой поверхности при касании его иконки на карте. Мы сотрудничаем с историческими архивами и библиотеками, собираем всю возможную достоверную информацию об объектах. Информацию, которую нам не удается найти мы, достраиваем с помощью специалистов с архитектурным образованием. Выбор объекта для восстановления делают действующие гиды и экскурсоводы. А в создании виртуальных моделей наши дизайнеры применяют свовременное программное обеспечение 3d визуализации. Приложение работает с двумя популярными операционными системами Android и IOS на устройствах поддерживающих дополненную реальность».

* * *

Участники круглого стола обсудили проблемы транспортного обеспечения, новые нестандартные проекты, интеграцию компьютерных технологий с объектами инфраструктуры (интерактивные справочные павильоны, туристические приложения для смартфонов и так далее).

«Умный» туризм — модель объединенного развития туристской индустрии и инновационных технологий. В этом — ключ к трансформации и модернизации современной сферы туризма. Глубокая интеграция процесса развития туриндустрии с Интернетом становится все более распространенной тенденцией современности. Об этом говорили, спорили, находили точки соприкосновения.

Дискуссия получилась горячая — взгляды на туризм с разных сторон, заинтересованных сторон. Круглый стол вышел междисциплинарным, не был замкнут только на туризме, но и на смежных с ним сферах – транспорт, информационные технологии. И это, бесспорно, его преимущество в раскрытии широкого круга мнений от экспертов и специалистов, принявшие участие в круглом столе.

Подробнее о темах, затронутых каждым из участников круглого стола, читайте в отдельных материалах на сайте umgorod.by.